Перейдите бесплатно на VIP подписку
Получите серию видеоинтервью с предпринимателями и их стратегиями в жизни
Скачали 25 человек

Дети и деньги: подавать как попрошайке или обучить как бизнесмена?


Дети и деньги: подавать как попрошайке или обучить как бизнесмена?

Дети и деньги встречаются практически сразу после рождения первых. Сначала эта встреча косвенная, через родителей, их поведение и способность обеспечить заботу о ребёнке. Потом они знакомятся лично и что выйдет из этого неизбежного романа не скажет ни один предсказатель.

Ребёнок может превратиться с скупердяя, который считает каждую копейку, оценивает людей по стоимости пиджака и не умеет зарабатывать более 10 000 рублей в месяц. Или в вечного иждивенца, который ждёт подачек, живёт в кредит, потребляет и никогда не может насытиться имеющимся.

Или по случайности вырасти в состоятельного человека, с богатым духовным миром, с крепкими семейными узами и любимой работой.

И всё это закладывается в самом раннем возрасте в семье. У вас, родителей, под крылом.

И хотя однозначного ответа на вопрос: как воспитать самостоятельного, богатого, осознанного и счастливого человека не существует, есть моменты, без которых любые попытки превратить вашего ребёнка в адекватного и богатого пойдут прахом.

Откуда берутся деньги?

Но прежде, чем перейти непосредственно к детям, давайте посмотрим на себя: что мы знаем о деньгах? Чем на самом деле являются деньги для нас?

Считаете ли вы деньги самым сильным инструментом, который способен решить все проблемы? Присоединяетесь ли вы к мнению героя фильмов «Брат»: «Куплю всех!»?

Или вы считаете, что истинное счастье не в деньгах и они лишь отвлекают заблудшие души от вечного стремления к свету?

Почему важно осознать этот момент? Потому что дети впитывают то, что транслируете вы! И никак иначе. Ваши слова имеют нулевое значение до тех пор, пока вы не подкрепляете их практикой и своим примером.

И область денег нуждается в примере не меньше, чем здоровый образ жизни и доверительные отношения в паре.

Ваш ребёнок с самого начала должен понимать, откуда берутся деньги.

И сейчас возможно для некоторых будет неприятное открытие о деньгах (и их доходов):

Деньги – это мера ценности, которую вы даёте миру.

Иными словами: какую ценность вы даёте другим, такую и получаете взамен, в том числе и в денежном эквиваленте.

Вопросы «удовлетворения», «социальной значимости» и тому подобное оставим за пределами данной статьи.

И мысль про ценность, как ни странно, гораздо проще пояснить детям и на примере. Можно сказать: «смотри, я зарабатываю денежку за то, что помогаю считать циферки/вести бухгалтерский учёт. Это позволяет мне купить еду, заплатить за лампочки в доме и поиграть с тобой в новую настольную игру». Конкретная ценность за конкретную работу.

И если вы считаете, что зарабатываете недостаточно, то пора задуматься, чего не хватает: оценки ваших способностей на данном месте работы или ваших профессиональных навыков ради новых уровней дохода?

Иждивенец или бизнесмен?

Но вернёмся, наконец, непосредственно к детям. Существуют разные советы, зачастую диаметрально противоположные в вопросах финансового образования для детей.

Но единственное, в чём сходятся все эксперты, что отношение детей к деньгам гораздо проще воспитывать тогда, когда в семье выстроены межличностные отношения. Это означает, что семья любящая, в ней царит обоюдное доверие. Родители стремятся понять своих детей, а дети не боятся быть открытыми перед родителями.

В этом случае есть поле для экспериментов и для тестирования разных методик.

Рекомендация в этом случае одна: начинайте внедрять любой навык в виде игры, будь то игрушечная касса и покупка пластмассовых яблок, или реальные магазинные «квесты» на поиск самого дешёвого мороженного или самого свежего огурца.

Как и у любой игры, у вас с вашими детьми должны быть правила, определённые границы, за которыми следят обе стороны.

Какими они могут быть? Например:

  • Ребёнок получает карманные деньги раз в неделю. Есть неприкосновенная сумма на питание или транспортные доходы, которые выдаются ребёнку. Сумма выдаётся стабильно и предсказуемо, особенно, пока ребёнок мал (младший школьный возраст).

  • Взамен ребёнок обязуется (добровольно) выполнять какие-то домашние поручения.

  • За выполнение дополнительных заданий полагается поощрение. Помыл посуду вместо мамы, нашёл пропавшую неделю назад папку с документами или решил иную задачу/проблему – получи бонус.

  • Ребёнку можно предложить какие-то мелкие подработки или даже идеи бизнеса, чтобы он начал сам зарабатывать и не зависеть от родительского «пособия».

Как вы видите, даже здесь можно проследить определённую иерархию: сначала ребёнок получает деньги просто так – он иждивенец. И это нормально, пока он мал и полностью зависим от вас, вплоть до одевания, питания и походов в туалет.

Когда он становится старше, начинается период «трудовой занятости»: есть определённые показатели, за выполнение которых он получают свою «зарплату». Это могут те самые «вынести мусор» и «помыть посуду», о которых постоянно говорят.

Далее начинаем поощрять инициативу и предлагать решить конкретные проблемы. В этом случае ребёнок учится видеть чужие запросы и превращать их в возможности для роста, в том числе денежного.

Чем старше он становится, тем больше навыков он получает, тем больше он может сделать. И это стоит поощрять: если ребёнок вместо того, чтобы покупать на карманные деньги конфеты себе, покупает и перепродаёт их другим детям, то стоит не ругать его, а войти в долю, как инвестор. (Кстати, именно так поступал с карманными деньгами Майкл Джексон, а его старшие братья – тратили).

На бумаге всё выглядит просто и понятно. На практике же придётся применять все те навыки, которым учит взрослая жизнь: ставить цели, мотивировать, искать компромиссы и договариваться. И эти же навыки помогут ребёнку зарабатывать и при этом сохранять человеческие качества, ведь мы учим его слышать других.

Деньги и дети: как избежать краха

К сожалению, стимуляция деньгами зачастую превращается в натуральный откуп. Вместо реальных отношений с детьми, взрослые выдают деньги или покупают подарки «чтобы отстал». И тогда ребёнок действительно начинает видеть мир через долларовые купюры.

Оценка происходит постоянно: сколько стоит машинка? А сколько ты мне подаришь? А сколько мне ждать, чтобы ты заработал? А может я сделаю поменьше, а ты заплатишь мне столько же?

Нехватка тепла и реального человеческого внимания толкает на суррогатную замену потребительством. Плюс современная культура возводит на пьедестал покупки и траты.

Если поддаться соблазну «дёшево откупиться» сейчас, то человек не поймёт, не прочувствует откуда и как берутся деньги. У него они будут появляться по первому запросу. А когда источник в виде родителей иссякнет, он не поймёт, откуда взять свежую дозу. И пойдёт простым путём: кредиты, лотереи, нелегальные делишки.

Хотите вы такую судьбу своему ребёнку? Готовы быть источником пропитания для настоящего паразита, который вырастает из тех, кто не умеет обращаться с деньгами?

Если нет, то придерживайтесь следующий принципов:

  • Начинайте с себя – разберитесь, откуда в вашей жизни берутся деньги и установите адекватное отношение к ним;

  • Стройте доверительные отношения с ребёнком – без понимания и любви ни один из ваших советов не пробьётся в голову человечка;

  • Учитывайте разные стадии развития дитя и расширяйте его знания, навыки, нагрузку;

  • Позволяйте быть самостоятельным, ответственным, активным;

  • Ищите грань между «зарплатой» и «подкупом» - а если случайно перешли, то проявите волю и не дайте себе зайти слишком далеко.

Иначе вместо предпринимателя или любящего свою работу профессионала выйдет вечно недовольный нытик без денег, паразитирующий на вас и на других.

Отличная перспектива, не находите? 


Возврат к списку

Вход в закрытую зону
Будем рады вас видеть: