Перейдите бесплатно на VIP подписку
Получите серию видеоинтервью с предпринимателями и их стратегиями в жизни
Скачали 25 человек

Игра в жизнь

Сергей Смирнов

Психолог международного уровня. Автор уникальных психологических тренингов, семинаров и пособий по практической психологии.


Игра в жизнь

Ответьте себе на простой вопрос. Вас родители учили мириться после семейных скандалов? Выдерживать «наезды» работников госслужб и учреждений – ЖЕКов, полиции, налоговой службы, страховой компании? Защищаться от мошенников, «кидал», «разводов»?

Да как вообще это объяснить ребенку – ввести понятия этих угроз счастью в его жизнь?

Чтобы получить ответ, начнем издалека.

Два-три тысячелетия назад люди вели примитивный, по современным воззрениям, образ жизни. Они должны были охотой и собирательством добывать себе пропитание. Им приходилось защищать себя, своих детей и близких от множества опасностей, в том числе диких зверей.

Представьте себе пещерного медведя в два ваших роста, который холодной ночью решил заглянуть в пещеру вашего большого семейства – покушать, погреться и лечь спать. Клыки, когти, толстая шкура, звериная злоба, запах соответствующий... Даже тому, кто в теории знал о существовании этого монстра, но никогда не видел его, очень трудно сохранить спросонья боевой дух, вспомнить, где копьё, и, не попадаясь в пасть и лапы, поразить хищника в уязвимое место. Шутка ли сказать! Даже тому, кто видел чудище, но не встречался лицом-к-морде, трудно не испугаться!

Как же наши далекие предки готовили свою молодёжь к предстоящим испытаниям такого рода?

Посредством игры. Игры в жизнь.

Найденные в прошлом и позапрошлом веках изображения медведей и прочих хищников на стенах пещер изобилуют отметинами… От ударов копий. Действие, повторенное двести раз, даже в «тепличных» условиях становится рефлексивным. Мы выполняем его, не взирая на наш эмоциональный настрой или вылетевшее из головы ментальное знание.

Хотите, чтобы ребенок научился чему-то в жизни – начните играть в это в самом раннем возрасте.

Во что имеет смысл играть?
  • Во-первых, в «Военные положения».

    Это ситуации, когда вам ЖИЗНЕННО необходимо его быстрое послушание. Про то, как учить детей теряться и находиться и сохранять спокойствие в экстремальных условиях, есть статья на сайте. Это может быть переход через дорогу, пересечение границы в поезде или аэропорту, серьезный телефонный разговор, от которого зависит чья-то судьба или жизнь, а вяканье, визги и писки разогнавшегося ребенка вам совершенно некстати.

  • Во-вторых, в практический выход из пассивно- и активно-негативных эмоциональных состояний.

    Пассивные – это жадность, упрямство, каприз, несообразительность. Активные – желание повредничать, поприставать, навязать своё ХОЧУ, привлечь внимание посредством какой-то гадости.

    С пассивными действуем на упреждение и с помощью вопросов. «Что лучше: быть хмурым или веселым?». «Мы едем на дачу. Рюкзак с собой возьмешь или оставишь дома?» «Тебе подарили шоколадку и хочется её всю одному съесть. Поделишься с Машей – она обрадуется. Не поделишься – будет обижаться. Как тебе лучше?»

    С активными – тоже на упреждение, но уже предложениями поступков, а не вопросами. «Давай возьмем ножницы и у папиных ботинок шнурки разрежем!? Он на работу опоздает или ботинок потеряет. Вот смеху-то будет!» «Может, накидаем грязи в бабушкино тесто – все отравятся и в зоопарк нас не повезут, а мы будем под столом сидеть и хихикать!» «Давай разбросаем игрушки по комнате! Папа пойдёт, наступит, сломает нашу любимую машинку и останется играть только солдатиками! Вот будет здорово!»

    Однако, если вы недостаточно четко обозначите последствия «плохих» поступков или же излишне красочно и эмоционально их опишите, ребенок выберет «неправильный» вариант.

    В таком случае имейте запасной план, как сдать назад. Или смелость довести дело до конца, чтобы дитя прожило последствия в действительности, а не в воображении. Не предлагайте ситуаций, с последствиями которых вы не справитесь! В общем, сохраняйте благоразумие.

  • В-третьих, играть стоит в будущие, «взрослые» трудные ситуации.

    Претензия от учителя. Вызов в суд и несправедливое обвинение. Задержание. Ограбление. Требование от товарищества собственников жилья сделать пандус в подъезде. Беспорядки. Сфера медицинских и образовательных услуг.

    ОТЦАМ НЕОБХОДИМО учиться оказывать поддержку в жестких ситуациях. Это нарабатывает практическое доверие.

    Возможен вариант, когда родители посменно «за» и «против» ребенка.

    Мама ставит задачу: «Я вредная тётка, которая на своей машине въехала в твою, и угрожаю, что мой муж тебя побьет, если ты не признаешься, что это ты виноват», а папа оказывает поддержку, предлагает очевидно глупые и эффективные варианты, играет твоего адвоката, страхового агента, представителя ГИБДД.

    Затем папа изображает начальника, решившего уволить ребенка без причины и компенсации, в то время как мама помогает посмотреть шире: стоит ли (и, если стоит, то сколько нервов, времени и сил) упираться, вступать в спор, жаловаться, судиться и т.д.; или проще махнуть рукой и сэкономить массу позитива, на котором в тот же день найти и устроиться на гораздо более приятное место или вообще запустить свой проект.

  • И, наконец, в-четвертых – САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ – игры в межгрупповые и международные дела.

    Мы не знаем, кем вырастут наши чада, членами Совбеза ООН или автослесарями с золотыми руками. Так давайте прольем свет на более обширные и высокие перспективы, сделаем для детей мир доступных возможностей больше!

    Собираем вместе группу из 3-5 деток и говорим:

    Вы – хозяева сети магазинов свежих овощей и фруктов: ананасов, манго, персиков, бананов, киви, маракуйи и папайи, - доставляемых из тропических стран. Вашему бизнесу угрожают ребята, имеющие сеть магазинов, продающих генномодифицированные и прочие не полезные продукты. Что делать!? Как быть!? Уступить и бросить своё дело? Продаться на милость более сильного? А если они предпримут незаконные действия – рейдерский захват? К какому специалисту обратиться? Как защититься!? Как контратаковать!? Есть ли вариант мирного соглашения?

    Вы – совет министров маленькой страны. На её территории обнаружены запасы золота/нефти/алмазов. Компании-титаны мирового рынка стремятся скупить у вас землю, уничтожить экологию, заставить население работать за гроши, забрать все богатства и бросить вас у разбитого корыта. Как они могут это сделать? С кем договориться в вашей же стране? Посредством чего оказать давление? Какие шаги должно предпринять, чтобы спасти экономику, экологию и своё доброе имя и не навлечь гнев транснациональных монстров!?

Полагаете, детям это трудно и не интересно?

Практика – критерий Истины. Сделайте одну игру. Сделайте её классно! Сделайте для ребенка (детей) маленькое приключение во взрослый мир – на один-два вопроса… или на два-три дня.

И вы увидите, на что на самом деле способен живущий рядом с вами маленький человек.






Возврат к списку

Вход в закрытую зону
Будем рады вас видеть: