Перейдите бесплатно на VIP подписку
Получите серию видеоинтервью с предпринимателями и их стратегиями в жизни
Скачали 25 человек

Ошибка выжившего: что общего между сбитыми самолётами и неудачами родителей?


Ошибка выжившего: что общего между сбитыми самолётами и неудачами родителей?

Точные науки нередко оказываются помощниками в сферах далёких от цифр и формул. Наверняка вы знаете о прикладном применении теоремы Геделя о неполноте, которое использует Юрий Строганов, создатель Новых Родителей.

Сегодня мы вспомним о таком понятии, как Ошибка выжившего и поговорим, как она сказывается на вас и ваших детях. И каким же образом сбитые самолёты могут научить нас быть лучше и внимательнее.

Ошибка выжившего: как на самом деле спасали самолёты

Прежде, чем перейти к детям и родительству, давайте разберёмся, что же такое эта пресловутая ошибка выжившего.

Это ошибка отбора информации, когда по одной группе, так называемых «выживших» у нас много данных, а по «погибшим» практически нет. Самый яркий пример из истории как раз связан с самолётами.

Во время Второй Мировой войны американским исследователям поручили выяснить, какие части бомбардировщиков необходимо укрепить. Имелись обширные данные о повреждении вернувшихся на базу самолётов: пробитые крылья, дыры в фюзеляже.

Первая мысль инженеров была в том, чтобы укрепить крылья, добавить броню на кабину пилота. Но венгерский математик Абрахам Вальду заметил, что эти самолёты ВЕРНУЛИСЬ, выжили. А что стало истинной причиной масштабных потерь – так это попадания в другие части: в топливный бак, двигатель.

В итоге приняли решение укреплять те части самолёта, которые у вернувшихся были наименее повреждены. И это помогло уберечь жизни пилотов и военную технику в реальных боях.

Ошибка выжившего: как стать успешным?

ошибка выжившего: как она сказывается на наших детях

А теперь посмотрим на сложившуюся вокруг нас ситуацию. В мире создан настоящий культ успеха. И это не так плохо само по себе, если бы в этом концерте учитывалась ошибка выжившего.

Проблема же в том, что нам чаще всего в пример приводят победителей, а опыт проигравших – задвигают в дальний тёмный угол.

Среди кейсов и примеров на дорогих презентациях нам показывают акции компаний, которые выстрелили и заработали миллиарды. На эстраде с придыханием рассказывают о бедных мальчике и девочке из провинции, которые пробились на большую сцену.

Но мало кто смотрит на 99% компаний, который закрылись в первые 5 лет после старта. Никто не хочет давать милостыню сотням и тысячам мальчиков и девочек, которые приехали в большой город и нашли здесь лишь одиночество и разочарование.

Нас ослепляют ярким светом успеха и мы стремимся повторить чужой успех по чужим лекалам.

И не учитываем свои истинно слабые места, касание которых, как бензобака в самолёте, способно привести к катастрофе.

Ошибка выжившего: дети, как результат эксперимента

ошибка выжившего: дети как эксперимент

Так при чём же здесь наши дети? А при том, что они являются одним из самых важных наших проектов в жизни. Они – наши крылья, наши предприниматели и первооткрыватели. И вместо того, чтобы усиливать нужные места, мы обвешиваем их ненужной тяжестью в соответствии с современными стандартами успеха.

Наверняка вы читали в сети истории о «гуру», которые рекомендовали воспитывать детей по своей методике. Тысячи семей принимали на веру пример успеха и покупали книги, курсы, консультации. А спустя годы оказывалось, что успех был временным, основанный на чём угодно, кроме как на рекомендациях «гуру» - он сам оставался один, без семьи, а иногда и без жизни.

Если упростить схему, то поклонение успеху и применение ошибки выжившего выглядит так: сегодня считается, что дети, которые учатся в английской спецшколе, получают отличные оценки и в итоге становятся директорами крупных компаний.

Статистика соглашается, что 80% выпускников занимает руководящие должности мировых компаний.

Где подвох?

Во-первых, чем занимаются оставшиеся 20%? Вряд ли они столь же успешны. Во-вторых, не 100% поступивших доходят до выпуска – отбор проходит жёстко и половина, если не больше поступивших со временем отсеиваются. В-третьих, насколько ребёнку комфортно учиться на английском? Насколько это соответствует его желаниями и, самое главное, возможностям и потребностям?

Учитывая только победителей, мы обрекаем себя и своих детей на проигрыш.

Ведь мы не думаем о том, как компенсировать возможные стрессы, вызовы, препятствия. Мы не знаем, какие ошибки чаще всего совершают проигравшие. А ведь их в разы больше, чем «победителей» - значит количество этих самых «опасных» действий тоже сильно больше.

К тому же, как показывают иные исследования, прямое повторение действий успешного человека никогда не приводит к такому же успеху.

Почему?

Потому что человек прошёл своим путём, получил свой опыт, свои навыки. А есть ли всё то же самое у вашего ребёнка? Совпали условия или нет? И даже если да: нужен ли ему именно этот успех?

Чем укреплять и чему учить ребёнка?

Если же быть серьёзным, то необходимо понять: что чаще всего «уничтожает» людей и их судьбы? Отсутствие каких навыков чаще всего наносит вред? А затем понять – как развить их у ребёнка, а иногда и у себя.

Самыми частыми ошибками, которые совершает любой человек, неважно, речь идёт о работе, бизнесе, личных отношениях или воспитании детей, можно назвать следующие:

  • Ответственность – ты сам отвечаешь за то, что делаешь и что получаешь;

  • Коммуникация – умение не только говорить, но и слушать, и слышать другого. Именно из коммуникации вырастают навыки продаж, продвижения и т.п.;

  • Планирование – ставить цели, понимать необходимость ресурсов, учитывать возможные препятствия. Без этого навыка достижение любой цели, любого желания становится практически нереальным;

  • Умение учиться – мир постоянно меняется и необходимо учитывать новые знания, получать новые навыки, будь то чистка зубов или онлайн-трансляция через Facebook.

В Новых Родителях мы считаем, что у каждого человека должна быть карта стратегических навыков. Благодаря этому в каждый момент времени ты чётко понимаешь, что делать и чему учиться, чтобы завтра оказаться на ступеньку выше, чем сегодня.

Такую же карту можно построить для детей: какие навыки им пригодятся, независимо от сферы деятельности, какие языки стоит изучить, в какой физической форме быть.

Но главное при этом учитывать не только примеры успешных случаев, но и видеть ошибки – свои и чужие.

Ошибки – это опыт. Иногда он бывает болезненным, иногда – неприятным.

Но если их не рассматривать, то жизнь маленького человечка, которого вы называете сыном или дочерью, может быть перечёркнута случайным попаданием чужого снаряда, как и путь бомбардировщика, у которого вместо бензобака бронёй укрепили крылья.

А ведь с лишней тяжестью и летать сложно. А она, зараза, ещё и не защищает нефига…




Возврат к списку

Вход в закрытую зону
Будем рады вас видеть: