Перейдите бесплатно на VIP подписку
Получите серию видеоинтервью с предпринимателями и их стратегиями в жизни
Скачали 25 человек

Воспитание самостоятельности у ребенка


Воспитание самостоятельности у ребенка

После долгого одевания ребёнка или неприятного разговора о домашних обязанностях, зачастую хочется воскликнуть: «Когда же ты станешь самостоятельным?» Действительно, когда ребёнок становится самостоятельным? И как мы, родители, можем ему в этом помочь?

Чтобы потом не оказалось, что дитё неспособно не то, что добиться успеха в жизни, а просто выполнять домашние задания в школе.

И хотя определения самостоятельности разнятся от возраста, в целом можно сказать следующее: самостоятелен тот, кто умеет выбирать, действовать в связи со своим выбором и принимать последствия этого выбора.

И чем раньше ребёнок начнёт на практике изучать науку самостоятельности, тем быстрее и лучше будут его результаты на дороге жизни.

К самостоятельности можно приучать начиная лет с двух. Уже в этом возрасте маленький человечек способен выполнять некоторые действия самостоятельно и без наблюдения родителей. И речь идёт не только о неких «домашних обязательствах», о которых грезят уставшие мама с папой, но и об обычной самостоятельной игре или разрисовке раскрасок.

Чем старше становится ребёнок, тем больше возможностей воспитать самостоятельность у него. Но чтобы добиться успеха в этом, необходимо учитывать несколько важных моментов.

Среда и право выбора

Во-первых, вы как родители, должны создать ребёнку среду, условия для выработки самостоятельности. Самая частая ошибка чрезмерно заботливых родителей – оградить ребёнка от любых вызовов и проблем.

Такие ограничения понятны: обезопасить от риска упасть и разбиться, не дать испачкать свежестиранный ковёр или не отрезать себе пальцы.

С другой стороны, если не давать ребёнку действовать, то он ничему не научится. И о какой самостоятельности может идти разговор, если ребёнок чувствует, что ему не доверяют? Он не верит себе и не предпринимает попыток для достижений.

Поэтому родителям необходимо создать условия, в которых ребёнку придётся учиться. Одним из возможных вариантов является создание условий выбора: предлагать несколько вариантов и уже сам ребёнок определяет, что ему больше подходит.

Разумеется, вначале выбор чётко очерчен родителями: наденешь красную или синюю майку? Будешь зелёную или белую капусту? Покатаешься на лошадке или машинке?

А чем старше ребёнок становятся, тем больше ему хочется участвовать не только в выборе своей одежды, но и в жизни всей семьи. Вот здесь и наступает благословенный час для родителей, когда ребёнка можно и нужно приучить к уборке, готовке и выносу мусора.

Но это потребует времени и терпения, о которых – чуть ниже.

Безопасность

воспитание ребенка: ему нужна безопасность

Но прежде, чем двинуться дальше, необходимо сказать и о безопасности. Самостоятельность ребёнка – это важно. Но это не должно превращаться в бесконтрольную прогулку по минному полю в погоне за воздушным шариком.

Родитель должен обеспечить определённый уровень безопасности: от травм, от чужих людей, от критики и ненужных замечаний.

Должны быть правила, которым следуют обе стороны, и дети, и родители. В этом случае сын или дочь быстро понимают в какой области они ограничены, а в какой имеют свободу принимать решения. И вторая часть с возрастом растёт.

Но ещё раз: безопасность, это не значит посадить в клетку и «не пущать». Это достаточно широкие границы, в рамках которых у ребёнка есть свобода не только для действий, но и для ошибок, падений, экспериментов и возможности искать собственный путь.

Время и терпение (брать с запасом)

Вспомните, сколько времени вам понадобилось в первый раз, чтобы засунуть одеяло в пододеяльник. А подумайте сколько времени эта процедура занимает теперь (особенно, если вы прикупили нормальное бельё с молнией или кнопками с краю).

Ребёнку для простейших действий необходимо в разы больше времени и пространства.

Чтобы пропылесосить комнату ему понадобиться не 3 минуты, а 15 – ведь скорее всего он зависнет над прилипшей ниткой в углу ковра.

После помывки пола вам придётся самостоятельно убрать лишнюю воду (вспоминаю, как дед ругался, когда в комнате после моей помывки остался ровный миллиметровый слой воды).

Даже прогулка из дома до садика может затянуться, поскольку ребёнок увидит свежую полянку с подснежниками и не сможет отвести взгляд.

Поэтому вам необходимо запастись терпением и повысить свои навыки планирования как минимум на ступеньку. Иными словами, не брать время впритык, с расчётом, что вы сами сделаете то или иное действие, а с запасом, чтобы ребёнок успел закончить, получить опыт, удовольствие и переодеться в свежую одёжку перед выходом из дома.

Ошибки – путь к успеху

Как воспитать самостоятельность у детей

Ребёнок будет ошибаться. И не только в первый, но и второй, третий раз. Остановите себя, не дайте себе вмешаться и показать, как правильно. Пока ребёнок не попросил о помощи, дайте ему полную свободу пробовать, ошибаться и находить своё, пусть и не самое эффективное решение.

И даже если попросит о помощи, не кидайтесь делать за него, а подскажите, как он сам может выполнить задачку.

Не надо за него убирать игрушки – подскажите, что медвежонку удобно сидеть на полочке и видеть всю комнату, а машинкам лучше стоят в гараже, чтобы голуби когтями не царапали.

И опять это поможет в воспитании самостоятельности у ребёнка: он сам увидит возможные варианты, научиться просить о помощи, если что-то не получается и принимать эту помощь, вместо того, чтобы садиться другому на шею.

Зона отдыха и роста

Вы знаете, когда наиболее быстро растут мышцы? Не в момент максимальной нагрузки, а в момент отдыха после этой нагрузки. Это касается любого развития: чтобы оно шло эффективно и быстро, необходимо достаточно и качественно отдыхать.

Развитие мозга у ребёнка, ответственности, моторики и прочее требует невероятных усилий. А значит ему требуется качественный отдых: сон, тишина, возможность тихо посмотреть мультики или поиграть в машинки.

Отбирать у ребёнка минуты отдыха – прямой путь к перегоранию. И в таком состоянии говорить о самостоятельности или ответственности не приходится.

Учить отдыхать также лучше на своём примере. Если вы смотрите телевизор вместо прогулки, то не удивляйтесь, что ребёнок потребует планшет и заткнёт уши громкой музыкой.

Не забываем играть

И напоследок: любое обучение в разы эффективнее, если оно проигрывается. Это касается любой игры и любого навыка.

Подумайте, что даже пилоты и солдаты тренируют свои навыки в высокотехнологичных играх-симуляторах, прежде, чем получить дорогую технику.

Дети точно также учатся самостоятельности и иным навыкам через игру. Устройте соревнование по чистке тарелочек, сходите в игровой поход в собственном саду, постройте вместе ракету из коробок.

Назначайте ответственных, предлагайте решения и стимулируйте самостоятельный выбор детей.

Любая настольная игра также тренирует коммуникативные навыки, навыки принятия решений и прочие. И игра делает это максимально ненавязчиво, интересно и эффективно. Эффективней – только реальный опыт в реальной ситуации.

Но ведь лучше сначала потренироваться разруливать конфликты по правилам монополии, нежели сразу по правилам двора или школы?


Этим простым советам очень сложно следовать, ведь всегда хочется побыстрее, получше, по-своему. Здесь важно заткнуть свои хотелки и понять одну вещь: ваш ребёнок - это не вы. Не взрослый, не опытный, но зависимый и в будущем свободный человек.

И только вам решать, помочь ему стать самостоятельным или своей гиперопекой или безразличием уничтожить его потенциал.

Что вы выберете?




Возврат к списку

Вход в закрытую зону
Будем рады вас видеть: