Перейдите бесплатно на VIP подписку
Получите серию видеоинтервью с предпринимателями и их стратегиями в жизни
Скачали 25 человек

Выученная беспомощность у детей: разрушь жизнь своему ребёнку или помоги стать сильным!


Вы наверняка замечали у друзей или даже у собственных детей странное поведение. Ребёнку предлагается выполнить какую-то простенькую задачу, но вместо радости и азарта, он говорит: «Я не знаю. Я не умею.» И начинает хныкать.

Что это? Заигрывание с родителями и учителями? Попытка вызвать жалость? Или что-то пострашнее?

Не хочется пугать, но придётся: велик шанс, что маленький человечек вступил на тропу к очень опасному поведению – к выученной беспомощности.

Разберёмся, что такое выученная беспомощность и как она возникает. А также посмотрим, каким образом родители поощряют подобное поведение и чем это грозит в жизни ребёнка.

Выученная беспомощность у детей: что такое и откуда взялось?

выученная беспомощность

Синдром выученной беспомощности был открыт в конце 60-х прошлого века учёным по имени Мартин Селигман. Он проводил эксперименты на собаках. Спустя 10 лет провели аналогичные исследования на людях, которые подтвердили первоначальные выводы о данном синдроме.

В чём же суть? В том, что если человека или животное лишить возможности влиять на собственную жизнь, он быстро становится беспомощным. В ходе экспериментов над собаками, их пугали звуком, а затем – били током. При этом собаки находились в клетках, из которых не могли выйти и никаким образом не могли отключить болезненные удары электричества.

Когда же условия изменили и оставили собакам открытую дверь, они не сбежали, а безвольно ложились на пол, скулили от страха и ждали удара током.

Они научились беспомощности

.

То же самое показал эксперимент с пенсионерами в доме престарелых: одной группе сообщили, что все решения за них принимает персонал заведения, а второй – что пожилые люди имеют широкую степень влияния на собственную жизнь: как оформить комнату, какой цветок выбрать, в какой день идти смотреть кино.

В итоге группа пенсионеров, которой дали волю не только чаще проявляла активность, но и улучшила свои медицинские показатели. Даже смертность в группе была ниже в 2 раза по сравнению с первой группой, за которую всё решал медперсонал!

Если кратко резюмировать, то выученная беспомощность у детей и взрослых проявляется тогда, когда вокруг создаются условия, на которые человек не способен никоем образом влиять. В основе своей выделяют негативные факторы: шум, который не убрать; боль, которой не избежать; страх, от которого не спрятаться.

Но с точки зрения детей, как и пенсионеров, идеальные условия, с мягким климатом и вкусной едой, на которые нет шанса повлиять, являются такими же ограничивающими и вызывающими выученную беспомощность.

Как выученная беспомощность разрушает жизнь детей и взрослых

выученная беспомощность

Кто-то из читателей наверняка воскликнет: «Это значит, что о детях нельзя заботиться?»

Разумеется, можно. Но нужна чёткая грань между заботой и тотальным контролем, лишением воли. Чтобы понять, какой вред гиперопека или жестокое ограничение способны принести, приведём примеры того, как выученная беспомощность проявляется в реальной жизни.

Предположим, что на мальчика с раннего возраста орали родители, обвиняли его в тупости, в том, что он мешает. Ребёнок воспринимает эти слова на веру, боится, привыкает к тому, что любое его действие – неверное. Это повторяется систематически, он реагирует автоматически. Спустя время любая задача, которая требует от него действий воспринимается для него как невозможная. Причина в том, что он знает, что его действия – неверные. А значит успеха добиться он не может.

Ни коим образом не может…

Другая ситуация: девочка живёт в идеальных условиях. Ей преподносят самые лучшие платья, вкусную и полезную еду от повара, обучают отличные, преданные своему делу педагоги. Только вот её ни разу не спросили, что она хочет на обед: капусту или картошку? Какое платье надеть сегодня: белое, розовое или обычные спортивные штаны? Всё решается за неё и ребёнок точно также не знает, как принимать решения, как получать то, что ему хочется.

Она даже не знает, чего ей хочется и как это выразить. Она беспомощна, потому что выбор, решение и действие – это тоже навык.

В какой-то момент это скажется и на учёбе, и на отношениях, и на поведении. Подросток может уйти в полный отказ от привычного общества и стиля жизни, проявить экстремизм. И это ещё неплохой вариант, ведь в ином случае ребёнок останется овощем, которые никаким образом не влияет на мир.

А теперь посмотрите вокруг: кто достигает успеха? Кто зарабатывает, взбирается на вершины? Тот, кто знает, чего хочет. Не боится ошибаться. Кто умеет выбирать между тем, что ему нравится и тем, что говорят другие. Кто умеет преодолевать сопротивление: внутреннее и внешнее.

Если вы, как родитель, научите ребёнка беспомощности, то подпишите ему приговор. На счастливой и полноценной жизни смело можно поставить крест.

Но как избежать выученной беспомощности у детей и предотвратить её развитие, если первые признаки уже на лицо?

Избегаем выученной беспомощности

Вернёмся к началу. Выученная беспомощность появляется тогда, когда человек не способен убрать мешающие ему факторы из жизни, принимать самостоятельные решения. И это определяет схему противодействия:

  • С самого начала давать выбор: у ребёнка с первых шагов должна быть свобода выбора. Она будет контролируемая вами, родителями, но всё же пусть он сам принимает решение, есть картошечку с грибами или овощами, надевать синюю или зелёную маечку. Если ему нравится музыка, пусть он её слушает, а если нет – пусть выключает звук. И так во всём, при соблюдении этичности по отношению к другим членам семьи (мы всё-таки в обществе живём).
  • Стимулировать самостоятельные решения, ошибки, преодоления: только личный опыт и личные достижения ценятся человеком. Если у ребёнка синдром выученной беспомощности, он не умеет принимать свои победы, зато все неудачи списывает только на себя. Помогите ему понять, что его результаты и победы – его рук дело. Покажите, что ошибки – необходимый этап при обучении. Не решайте задачи за него – обеспечьте ему веру в себя, поддержку. Вам потребуется терпение и время, но это стоит того.
  • Разбивать задачу на небольшие кусочки: этот подход подойдёт, как в случае постепенного обучения, так и в случае, если у ребёнка уже начали проявляться страхи и неуверенность. Представьте, что лично вам за две недели нужно построить ракету и отправить её в космос. Масштаб пугает, верно? Для ребёнка таким масштабом может стать реферат, большая контрольная, необходимость выучить поэму Мцыри. 

Разбейте задачу на кусочки, которые он способен понять и принять. Пусть он сначала напишет своё имя на листе контрольной и решит один пример. Или найдёт 3 источника в интернете для реферата. Или первое четверостишие поэмы. И так шаг за шагом вы сможете прийти к результату.

«Я ничего не контролирую» - это страшные фраза и стиль мышления. Они позволяют манипулировать людьми, проводить ужасные эксперименты, использовать других.

И самое главное: такой подход лишает человека спокойствия, уверенности, счастья.

Готовы ли вы собственноручно лишить своего ребёнка счастья? А ведь счастье в жизни основывается на возможности этой жизнью управлять.

Не нужно лишать ребёнка права рулить собственным корабликом по реке жизни. Иначе он может взять пример с пенсионеров лучших и самых заботливых домов престарелых, в которых отобрали любую возможность управлять собою: отказаться от еды и тихо умереть. 


Возврат к списку

Вход в закрытую зону
Будем рады вас видеть: